Наталья Касаткина: «Лучшее, что придумало человечество – это классический балет»

Наталья Касаткина: «Лучшее, что придумало человечество – это классический балет»

— Наталия Дмитриевна, давайте сперва поговорим о вашем хореографическом спектакле, который смогут увидеть жители Праги и Чехии 11 октября: «Ромео и Джульетта». Чего ожидать зрителям? Кому стоит пойти на спектакль?

— Музыка балета Прокофьева – одна из самых великих партитур, которые только знает история музыки. Так что зрителям прежде всего следует ожидать потрясения от музыки, столь же гениальной, как и ее первоисточник – трагедия Шекспира. Авторская партитура великого Прокофьева для нашей версии знаменитого балета была восстановлена выдающимся дирижером Геннадием Рождественским. И в постановке мы хотели максимально приблизиться к шекспировскому первоисточнику, воплощенному в великой музыке. Это сюжет и музыка на все времена. Понятные всем без исключения – даже тем, кто придет на балет впервые в своей жизни. Поэтому пойти стоит всем. Ведь пьеса Шекспира очень современна. Все ее персонажи достойны любви. Но торжество вражды над любовью приводит к трагедии. Современным людям есть над чем задуматься.

— Я нашла упоминание в интернете, что постановку «Ромео и Джульетта»вы сделали еще в 1984 году, или это произошло раньше?

— Значительно раньше – в Новосибирске, в 1971 году. И это был грандиозный успех. Из других городов люди просто поездами приезжали на этот спектакль.

Фото: publications-theatre.ru

— Сколько раз (если это поддается подсчетам) зрители имели возможность попасть именно на этот хореографический спектакль?

— Подсчету никакому не поддается, потому что спектакль шел в Новосибирске, потом с 1981 года в нашем театре, показывался многократно на гастролях во множестве стран…

— Вносили ли изменения в балет «Ромео и Джульетты»за эти годы?

— Изменений ни в сценарии, ни в хореографии не было. Были изменения в оформлении – ведь изначально спектакль был поставлен для огромной сцены Новосибирского театра оперы и балета, а это самая большая сцена в нашей стране. Поэтому сейчас по сравнению с тем вариантом, где над сценой висело около двух тонн, все более компактно, но не менее образно и, на мой взгляд, замечательно передает атмосферу эпохи.

А каждое поколение танцовщиков, конечно, вносит свое понимание, свое отношение, свои индивидуальности. Я помню, какими красками заиграл спектакль, когда в него вошла великая Екатерина Максимова, звезда Большого театра, которая несколько лет танцевала в нашем балете и ездила с нами на многие гастроли. Спектакль примечателен еще и тем, что в нем важны все партии без исключения: не только главных персонажей, но и таких, как Тибальд, Меркуцио, синьор Капулетти, синьора Капулетти, Кормилица, служанка Нелли, отец Лоренцо… Так что у зрителей будет возможность увидеть сразу целую плеяду наших ведущих солистов, большинство из которых – совсем молодые, но уже очень яркие и интересные.

— Как вы сами оцениваете эту постановку? Считаете ли ее одной из лучших ваших работ?

— Да, считаю. Из всего, что мы с Владимиром Василёвым поставили, бесспорно, выделяются три спектакля: «Весна священная» Игоря Стравинского, «Сотворение мира» Андрея Петрова и «Ромео и Джульетта» Прокофьева. Кстати, так не только я думаю – так говорят и специалисты, теоретики и историки балета, критики.

— А расскажите, над чем вы сейчас работаете? Каковы ваши творческие планы?

— Сейчас идет работа над двумя постановками. Балет «Щелкунчик и Принцесса Пирлипат» имеет в своей основе ту же сказку Гофмана, что и великий балет Чайковского. Только это предыстория сюжета, который разыгрывается в знаменитом балете: рассказывается, откуда, собственно, взялся Щелкунчик, и так далее, не буду раскрывать всех секретов. А музыку написал выдающийся композитор Эдуард Артемьев, с использованием тем Чайковского, причем, не только из балета, но и из других произведений.

То есть, здесь и авторская транскрипция классической музыки, и собственная музыка Артемьева. Очень и очень интересно. А второй спектакль – это будет реставрация знаменитого балетного шедевра, балета «Корсар» на музыку Адана, историческая реконструкция гениальной хореографии великого Мариуса Петипа, 200 лет со дня рождения которого исполняется в следующем году.

Фото: elle.ru

— Вы руководители известного театра классического балета. Скажите в чем разница балета ХХ века и ХХI? И чем отличаются зрители разных времен?

— В ХХ веке произошел грандиозный прорыв в искусстве хореографии, причем произошел не единожды. В начале века дягилевские сезоны показали принципиально иной подход к балету во всех аспектах. Затем в 30-е годы эпоха так называемого драмбалета очень много дала нашему искусству, и особенно это ощутилось не только в России, но и в Англии.

Наконец, в 60-е годы началось время симфобалета, связанное в нашей стране прежде всего с именем Юрия Григоровича. В ХХI веке мы пока видим, на мой взгляд, только повторы достигнутого в веке двадцатом. А зритель, думаю, не изменился. Хочет видеть прекрасный танец, наполненный смыслом. Просто современный зритель намного больше информирован, благодаря техническим достижениям: в любое время может увидеть на мониторе своего компьютера самое лучшее, что только было и есть в мировом балете. Но все равно приходит в театр, чтобы ощутить вот это сиюминутное рождение живого танца…

— Что бы вы хотели изменить в системе преподавания русской школы балета? Или с чем вы не согласны?

— Считаю, принципиально ничего менять не надо. Но что хотелось бы пожелать – чтобы молодые артисты лучше изучали старинную хореографию, чувствовали ее подлинный стиль. И, конечно, наряду с этим хорошо бы знали и неоклассику.

— Какими вы видите современного профессионального танцовщика или танцовщицу?

— Профессиональными и талантливыми. Талант, как говорится, дается Богом. Вот такого божественного проявления я всегда и ожидаю от артиста. Знаете, для меня высший комплимент, который я могу сделать балерине или танцовщику, это не определить их место в иерархии, не сказать кому-то, что вот ты – первый! Или второй… А сказать одно слово – ЕДИНСТВЕННЫЙ… Это самое высокое звание, если артист – единственный, неповторимый, ни на кого не похожий и ни с кем не сравнимый… вот таких единственных я и хочу видеть. Ведь лучшее, что придумало человечество – это классический балет…

Купить билет на спектакль «Ромео и Джульетта» вы можете здесь или в офисе нашей редакции по адресу Václavské náměstí 813/57, Praha 1, а также заказать по телефону +420 212 247 420

11:53

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
ЕЩЕ НОВОСТИ
6-го сентября полицейские в пуленепробиваемых жилетах эвакуировали из Первого терминала в аэропорту Праги всех пассажиров по соображениям безопасности.
С сентября 2017 года пятилетние дети в Чехии по закону обязаны получить дошкольное образование. Однако несколько тысяч детей сады пока не дождались. Родителям дошкольников грозят штрафы.
Чешский Краевой суд Брно хотел отправить на родину гражданина России, который получил убежище в Австрии, из-за международного ордера на его арест. Конституционный суд вынес решение, что это недопустимо, и защита распространяется на все страны ЕС.
Бывшего министра финансов Чехии и его первого заместителя собираются судить по делу о махинациях с имуществом компании Farma Čapí hnízdo.
Сотрудник полиции, который услышал дома крики с улицы, задержал насильника. Хотя мог бы ничего не предпринимать.
Городская компания Operátor ICT объявляет тендер на разработку новой системы оплаты проезда в общественном транспорте. Какие изменения произойдут?
Национальный институт душевного здоровья ЧР опубликовал важную статистику по зависимости количества летальных исходов в стране от употребления алкоголя.
В закон против дискриминации внесут поправку, чтобы иностранцы из стран ЕС могли эффективнее отстаивать свои права в Чехии.
Агрессивный наркоман в небольшом чешском городке забрался на крышу и яростно бросал в прохожих кусками черепицы. При операции по задержанию мужчины один из полицейских свалился с крыши.
«Прозрачный» счет действующего президента Чехии Милоша Земана, который собирает деньги на выборы, стал мишенью для шуток в интернете.
Вскрытие контейнеров с посланиями состоялось в пятницу, 8 сентября.
В Праге утвердили план реконструкции Вацлавской площади. «Вацлавак» будут превращать в приятный центр общественной жизни города.
Родственники коллекционера оружия приняли генератор за мину и вызвали в квартиру полицию. На месте неожиданно обнаружили радиоактивные боеприпасы, из-за которых жителей дома пришлось эвакуировать.
В Праге начался суд над молодым иностранцем, которого обвиняют в попытке изнасилования 50-летней медсестры в пражской больнице. «Она мне в бабушки годится, ничего такого я не хотел», – оправдывается парень.
С ноября 2017 года в Чехии повысят зарплаты. Учителя будут получать на 15% больше, работники государственных организаций – на 10% больше.
В Праге заработал специальный сайт, на котором люди предлагают отдать всевозможные вещи в дар. На данный момент в предложении уже несколько тысяч предметов.
Американец объехал всю Прагу и сфотографировал абсолютно все остановки общественного транспорта. Результаты его работы можно посмотреть в блоге.
Чехи, поляки и итальянцы оказались самыми чистоплотными национальностями в Европе.
Ивана Трамп призналась изданию The New York Post, что не захотела менять свой свободный стиль жизни ради престижной должности посла.
Из-за дрона, находящегося в зоне посадки в пражском аэропорту, Управление воздушным движением на полчаса отклоняло самолеты с главной посадочной полосы. Виновника инцидента ищут.
Транспортное предприятие Праги назвало ориентировочную дату, когда на отдельных станциях метро появится возможность подключения к бесплатному Wi-Fi.
Рекламная кампания Lidl вызвала волну возмущения среди жителей Чехии. Инцидент прокомментировал даже кардинал Доминик Дука.
Первая американская школа для учеников с 8 класса начала работать в пражском районе Нусле. Все занятия – на английском.
Планируйте заранее свои дела, которые собираетесь решить в почтовых отделениях в Чехии. На выходных филиалы будут работать не по стандартному расписанию.
В Словакии выбрали лучший снимок года в конкурсе Slovak Press Photo. Его сделал фотограф-любитель на Староместской площади в Праге.
Житель панельного дома в пражском районе Лужины выжил уже двух собственников квартиры этажом выше. Он угрожал им даже включением сирены.
Пражский магистрат утвердил план строительства новых трамвайных путей. В него входит и маршрут из центра до аэропорта Вацлава Гавела.
Детей срочно эвакуировали. Боеприпасы отвезли на специальный полигон.